Кураторский текст. Художник Максим Змеев,
«ВРЕМЯ ВНЕ СУСТАВА» / TIME IS OUT OF JOINT.
Фонд культуры «Екатерина», Москва
Проект “Type 1.5.11” – концептуальная фотосерия, сделанная в посткапокалиптической MMO Action RPG Fallout 76. В играх последнего десятилетия наметился переход к критикуемой сегодня модели игр-сервисов. В них игрок получает возможность персональной кастомизации контента за счет постоянных DLC-дополнений (загружаемый контент). Это позволяет до мельчайших деталей продумывать архитектуру и дизайн построек, что влияет на отыгрыш персонажей в РПГ. Получив сомнительную репутацию среди геймеров, Fallout 76 стал настоящий метафорой дурного влияния капиталистической гонки на игровую индустрию. Сырая, забагованная и недоделанная, эта игра обрекала игроков на унылые скитания по пустому постапокалиптическому миру. Это делает Fallout 76 интересным объектом для социального исследования в проекте Максима Змеева.

Отсылая к ностальгической каталогизации модернистских функциональных построек в методе Берндта и Хилы Бехеров, фронтальная внутриигровая камера фиксирует фасады убежищ-баз различных игроков. В процессе работы над проектом были сфотографированы более тысячи персональных построек (c.a.m.p.) игроков . На основе визуальных и функциональных элементов, использованных в архитектуре выделяются несколько типов взаимодействия игроков с виртуальным миром и друг с другом .
Эти типы построек соотносятся с типами “градов” в социологии Люка Болтански, которая иногда сама похожа на реальность РПГ:

стражники (воины)/military
торговцы/business
земледельцы/eco
ремесленники/craft
философы/ascetic

Исследуя цифровое человеческое жилище – дом, лагерь, постройку, – мы не можем с уверенностью определить внешность, пол, возраст и расу игроков, но мы можем увидеть их манеру игры и логику внутриигрового социального взаимодействия.

Серия содержит одиннадцать фотографий, к чему дается отсылка в названии проекта. Длина фото соответствует процентам представленных типов относительно общего количества игроков. Это вписывает формат в концепцию социологического исследования и делает его наглядным. Для печати фотографий была использована старинная фототехника – каллитипия, запатентованная в 1889 году химиком В. Николем. Изображение получается в результате химического процесса с солями железа, щавелевой кислотой и нитратом серебра. Такой технический анахронизм соответствует настроению мира после ядерного апокалипсиса.